ИНФОРМАЦИЯ

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Технология пахоты

Цель вспашки: разрыхлить обрабатываемый слой почвы, заделать в почву минеральные и органические удобрения, сорную рас­тительность и пожнивные остатки.

Направление пахоты выбирают в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательные направления: поперек предыдущей пахоты, поперек склонов — для борьбы с водной эрозией.

Основной способ движения пахотных агрегатов — петлевой с чередованием загонов.

При такой ширине загонок получается минимальное количе­ство свальных и развальных гребней. Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата агрегата (для навесных плу­гов 12—15 м; для полунавесных 5- и 6-корпусных до 20 м).

Вспашку контрольных борозд и свальных гребней выполняет один агрегат. Свальные гребни можно вспахивать одним из двух спосо­бов: отпашка за три прохода и вспашка вразвал за четыре прихода.

Отпашка за три прохода. Для первого прохода плуг устанавлива­ют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. При втором проходе плуг должен пахать всеми корпусами на полную глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать открытую при первом проходе борозду. Третий проход выполняют, как при обычной пахоте, окончательно засыпая первую борозду и образуя свальный гребень.

Вспашка вразвал за четыре прохода (для агрегатов с тракторами МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К). Прокладывают развальную бо­розду за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10—12 см. При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3-4 см последний корпус. За тем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпуса ми и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут, как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.

На подготовленном таким образом поле может работать столько агрегатов, сколько имеется нечетных загонов со свальными гребнями.

Подготовка агрегатов к работе. Допустимые откло­нения не должны превышать следующих размеров лемеха: по ширине 10 мм; по длине спинки 5 мм; по длине лезвия 15 мм; толщи на лезвия 1 мм; выступание лемеха за отвал 10 мм; выступание головок болтов крепления лемеха не допускается.

Подготовку плугов проводят на бетонированной площадке.

Под гусеницы (колеса) трактора подкладывают бруски толщи ной на 2—3 см меньше заданной глубины пахоты. Такие же бруски устанавливают и под опорное колесо плуга. Для проверки правильности установки корпусов между первым и последним натягивают шнур. Корпуса должны носками лемехов касаться шнура или от­клоняться от него не более чем на 5 мм. Регулируют подкладывани­ем пластинок под крепления стойки или лемеха. Устанавливают центр дискового ножа против носка последнего предплужника, а режущую кромку — на 20—30 мм ниже лемеха предплужника. Плос­кость диска ножа смещают на 10—25 мм в сторону поля от полевого обреза предплужника.

Скорости движения должны составлять для пахотных агрегатов с обычными корпусами 1,4—2,2 м/с, со скоростными — 2,2—3,3 м/с. Опущенный на регулировочную площадку плуг должен всей повер­хностью лемехов касаться площадки. Такое положение достигают регулировкой длины раскосов и центральной тяги. Заднее колесо плуга должно находиться в одной плоскости с задним корпусом. При этом регулировочный болт механизма заднего колеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора.

Боковое перемещение плуга относительно продольной оси трак­тора (120 мм в каждую сторону от середины) регулируют стяжны­ми гайками изменяя длину ограничительных цепей в поднятом по­ложении плуга (1—2 см над полем.)

Изменением длины верхней тяги механизма навески трактора регулируют навесные 4—5-корпусные плуги на равномерность глу­бины пахоты: в продольной плоскости. В поперечной плоскости — изменением длины раскосов механизма навески; 8-корпусные—из­менением положения по высоте переднего и заднего опорных колес; полунавесные 6-корпусные — вращением упорного болта механиз­ма заднего колеса и изменением длины раскосов навески трактора.

Передние концы нижних продольных тяг соединяют вместе и закрепляют на одном шарнире, установленном на нижней оси на вески трактора по центру. Добиваются, чтобы рама плуга была расположена параллельно поверхности поля, все корпуса заглублялись на заданную глубину вспашки, полевые доски корпусов и продольная балка были па­раллельны направлению движения агрегата, а передний корпус отрезал пласт нормальной ширины захвата. Перекос рамы устраняют изменением длины раскосов механизма навески трактора. Вра­щением винта механизма опорного колеса регулируют глубину вспашки. Колесо должно катиться по поверхности поля выше опор­ной плоскости корпусов плуга на глубину вспашки. У полунавесных плугов регулируют механизм заднего колеса так, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доски заднего корпуса об­разовался просвет, равный 1,5—2 см.

Подготовка тракторов. Тракторы класса 5. Для работы с прицепными машинами устанавливают в задние шарниры ниж­них тяг механизма навески прицепную скобу и закрепляют ее чеками. Присоединяют к ней упряжную вилку.

Регулируют длину вертикальных раскосов на одинаковую вели­чину. Нижние тяги полностью блокируют цепями. Механизмом на­вески устанавливают прицепную скобу на высоте 400 мм от повер­хности почвы. Для работы с прицепными гидрофицированными машинами и орудиями к дополнительным выводам гидросистемы присоединяют шланги с разрывными муфтами. При работе с транс­портными прицепами с механизма навески трактора снимают при­цепную скобу и на нижних тягах болтами закрепляют гидрофицированный крюк.

При агрегатировании с навесными и полунавесными машина­ми снимают прицепную скобу 4. Устанавливают центральную тягу механизма навески трактора длиной 1200—1250 мм, а вертикальные раскосы — 865 мм; палец, соединяющий верхний и нижний стаканы вертикальных раскосов,— в круглые отверстия стаканов. Горизонтальные раскосы регулируют так, чтобы задние шарниры нижних продольных тяг перемещались в поперечной плоскости на 250-300 мм. При навешивании плуга ПН-8-35 пальцы вер­тикальных раскосов устанавливают так, чтобы они проходили че­рез нижние отверстия наружных и продольных прорезей труб вер­тикальных раскосов. Длину левого раскоса выбирают такой, чтобы шарниры нижних тяг были на одном уровне.

Тракторы классов 3 и 4. Для работы с прицепными машинами устанавливают механизм навески трактора в крайнее верхнее по­ложение, центральную тягу закрепляют на левом рычаге подъема. Переставляют ограничитель хода штока гидроцилиндра в самое нижнее положение на штоке и стопорят его. Установка прицепной скобы зависит от плотности почвы и глубины обработки. Закрепля­ют скобу болтами ограничительных цепей. Упряжную вилку уста­навливают в среднее отверстие прицепной скобы и крепят ее шар­нирно одним пальцем. Такое соединение придает устойчивость ходу орудий в рабочем положении (они движутся более прямолиней­но), уменьшает радиус поворота. Для устойчивого прямолинейно­го движения трактора при работе с несимметричными машинами и орудиями упряжную вилку смешают вправо или влево на при­цепной скобе. Жестко (двумя пальцами) крепят упряжную вилку только для машин, рабочие органы которых приводятся в движе­ние от вала отбора мощности трактора.

Для работы с навесными и полунавесными машинами механизм навески тракторов устанавливают по двухточечной схеме. Тяги присоединяют к центральному шарниру нижней оси меха­низма навески. Передний конец верхней центральной тяги располагают так, чтобы он находился в одной вертикальном плоскости с центральным шарниром нижней оси, и фиксируют его в этом положении ограничительными кольцами. Ограничительные цепи, не натягивая, соединяют с вилками бугелей и со скобами на задних концах продольных тяг.

В отличие от трактора ДТ-75М, механизм навески тракторов Т-150 и Т-150К имеет не один шарнир для обеих тяг, а два — по одно­му для каждой тяги. Поэтому при наладке механизма навески по двухточечной схеме обе нижние головки сводят вместе и фиксируют с обеих сторон упорами. При работе с полунавесными плугами, заднее колесо ко­торых управляется гидроци­линдром, выкручивают пробку, закрывающую на­гнетательную магистраль, из основного гидроцилиндра и вместо нее вворачивают шту­цер, к которому присоеди­няют шланг с запорной муфтой.

Механизм навески тракто­ра в навесных широкозахват­ных агрегатах настраивают по трехточечной схеме, что по­вышает устойчивость орудий во время работы. При этом нижние тяги устанавли­вают соответственно на пра­вую и левую боковые голов­ки нижней оси, увеличивают длину блокировочных цепей, используя дополнительные звенья, которые при двухточечной схеме свободно висят на стремянках. Вертикальные раско­сы закрепляют с левой стороны подъемных рычагов. Палец с фик­сатором для крепления верхней тяги в транспортном положении устанавливают на правом подъемном рычаге.

Чтобы лучше копировать рельеф поля, вынимают пальцы, жес­тко соединяющие нижние вилки с винтами вертикальных раскосов. Верхнюю центральную тягу располагают вдоль продольной оси трак- юра. Передние и задние концы удлиненных блокировочных цепей ставят так же, как и при двухточечной схеме.

Тракторы класса 1,4. Если трактор агрегатируют с прицепными машинами, устанавливают прицепную скобу с упряжной вилкой на место задних концов продольных тяг. Вертикальные раскосы че­рез круглые отверстия в нижних вилках соединяют с продольными тягами. Длина обоих раскосов должна быть равна 515 мм. Затягива­ют регулировочные стяжки ограничительных цепей, чтобы полно­стью заблокировать продольные тяги во избежание поперечных пе­ремещений. При этом регулировочные болты до отказа вворачива­ют в кронштейны стяжек.

Для работы с машинами, рабочие органы которых приводятся от ВОМ, а также с двухосными прицепами упряжную вилку зак­репляют на среднем отверстии прицепной скобы двумя пальцами со всеми остальными машинами — одним пальцем (шар­нирно).

Перед навешиванием машин на трактор снимают прицепную скобу, устанавливают и закрепляют задние концы продольных им. Максимально удлиняют регулировочные стяжки (натяжные цепи) и до отказа заворачивают регулировочные болты в кронштейнах стяжек.

Для вспашки навесными плугами ведущие колеса расставляют несимметрично; передние колеса - на колею 1400 мм. Грузы с правого колеса переносят на левое.

Вилки раскосов соединяют с продольными тягами через про­долговатые отверстия. Проверяют и регулируют длину левого рас­коса (между осью пальца верхнего шарнира и осью отверстия под болт в вилке): она должна быть 515 мм. Запрещается изменять дли­ну левого раскоса при регулировках положения плуга.

Для работы с навесными широкозахватными орудиями до 2 м вертикальные раскосы с продольными тягами соединяют через круглые отверстия в нижней вилке раскоса, а при большей шири­не захвата — через прорезь. Это способствует лучшему копирова­нию рабочими органами рельефа поля. Оба раскоса устанавливают на одинаковую длину — 515 мм.

Подготовка поля. Очищают поле от пожнивных и растительных остатков, удаляют препятствия. В зависимости от разме­ров, конфигурации и рельефа поля выбирают направление и спо­соб движения, вид поворота. Разбивают поле на загоны.

Отбивают поворотные полосы, устанавливают вешки для пер­вых проходов агрегатов. По вешкам прокладывают первые сваль­ные борозды, установив плуг на половину глубины вспашки.

Лучшее качество обеспечивает беззагонно-круговой способ, не требующий разбивки поля на загоны. В этом случае приме­няют групповой метод работы агрегатов.

Если основание больше указанных значений, то поле разбивают на загоны и обрабатывают их загонным способом, а оставшийся клин — с развальной бороздой у медианы. Поворотные полосы от­бивают у основания меньшей стороны и вдоль медианы треуголь­ника. Поля формы неправильных многоугольников разбивают на загоны так, чтобы получить участки с параллельными сторонами вдоль заданного направления пахоты и участки треу­гольной формы.

Поля неправильной конфигурации (с криволинейным контуром) разбивают на прямоугольные и близкие к нему участки обрабатывают загонным способом с прямолинейными рабочими ходами. Оставшиеся клинья или сегменты пашут криволинейными рабочими ходами пахотного агрегата.

Комплектование агрегатов. На вспашке используют самые мощные из имеющихся в хозяйстве тракторы. Плуг выбира­ют с учетом состояния почвы, заданной глубины и скоростного режима: К-701 + ПН-8-35, Т-4А +ПЛП-6-35, T-L50 +ПЛН-5-35, Т-150К +ПЛП-6-35, ДТ-75М, МТЗ-80 +ПН-3-35.

Работа агрегатов на загоне . Выводят агрегат на пово­ротную полосу. По оптимальной загрузке двигателя и с соблюдением агротехнических требований выбирают скоростной режим.

Водя трактор правой гусеницей (правым колесом) на расстоянии от стенки борозды: 24 см — Т-150, ДТ-75, ДТ-75М, Т-74; 9 см - Т 4А; 20-30 см - К-700; 30 см - Т-150К. МТЗ-80 дол­ей двигаться в открытой борозде. Рабочие органы плуга включа­ют, не доезжая 1 м до контрольной борозды, выключают, когда последний корпус ее пройдет. Агрегат движется и поворачивается по принятой схеме. Очередность вспашки загонов при движении агрегатов петлевым способом с чередованием загонов следующая: 1-3-2-5-4-7-6 и т. д. При движении агрегата беспетлевым ком­бинированным способом порядок обработки загонов следу­ющий: первый загон пашут до тех пор, пока возможен беспетлевой поворот. Затем агрегат разворачивают в другую сторону и оставшую­ся часть пашут совместно с соседним участком.

При движении агрегата на участках треугольной формы все по­вороты осуществляют беспетлевым способом с поднятым плугом.

После вспашки всего поля обрабатывают поворотные полосы способом вразвал. Первый корпус должен пахать на половину за­данной глубины, а последний — на полную. При обработке пово­ротных полос одним пахотным агрегатом одну полосу вспахивают

перед последним проходом агрегата на основном загоне, затем па­шут последний основной проход и запахивают вторую полосу.

При беззагонно-фигурном способе вспашки начинают обработку поля с середины всвал. Когда ширина загона достигнет 50—60 м, переходят на работу вкруговую. В конце каждого прохода агрегат переводят в транспортное положение и, сделав петлю, проводят левый поворот, после чего пашут вторую сторону загона и т. д. Па­хоту начинают с края поля, постепенно приближаясь к центру. Чтобы избежать поломок корпусов плугов и плохого качества обработки почвы, на углах участка для разворота агрегатов отбивают поворот­ные полосы шириной 12—14 м, которые запахивают после оконча­ния работы на основном массиве.

После вспашки поля заделывают разъемные борозды одним аг­регатом с навесным плугом, при этом передний корпус пашет на заданную глубину или на 5—6 см глубже, чем обычно, а задний скользит по поверхности пашни или работает на минимально воз­можную глубину. После окончания вспашки всех загонов выравни­вают свальные гребни, заделывают развальные борозды, распахи­вают вкруговую без развальных борозд и свальных гребней пово­ротные полосы.

Контроль и оценка качества работы . Отклонение от заданной глубины пахоты проверяют измерением глубины па­хоты в 10 местам по диагонали участка. Замеряя длину профиля поперек направление пахоты 10 метровым шнуром, определяют выровненность поля.

Гребнистость (высота гребней) определяется замером высоты гребней борозды, в том числе свальных гребней и развальных бо­розд. При этом поверхность поля слитная, развальные борозды выровнены. При оценке качества работы также учитывают следую­щие дополнительные показатели: заделку растительных остатков, удобрений, обработку поворотных полос, огрехи, прямолинейность борозд. При невыполнении этих требований общая оценка качества работы может быть снижена независимо от оценки по основным показателям.

Безотвальная обработка почвы

Цель безотвальной обработки: разрыхлить почву и уничтожить сорную растительность на стерневых фонах с максимальным со­хранением стерни и пожнивных остатков на поверхности поля для защиты пахотных земель от ветровой эрозии.

Агротехнические требования. Почву обрабатывают при влажнос­ти 60 % от максимальной полевой влагоемкости, когда она хорошо крошится и не образует глыб и крупных комков.

На полях с уклоном более 3° почву обрабатывают поперек на­правления склона. Скорость обработки с серийными рабочими орга­нами допускается до 2,2 м/с, со скоростными — до 3,3 м/с (12 км/ч).

Комплектование агрегатов. При плоскорезной обработке на глубину 25—30 см применяют культиваторы - плоскорезы-глубокорыхлители КПГ-250 и КПГ- 150. На раме культиватора КПГ-250 можно установить одну плос­корежущую лапу шириной захвата 250 см или две по 110 см. КПГ- 250 подрезает корни растительных остатков и рыхлит почву на глу­бину до 30 см. Культиватор КПГ-2-150, оборудованный двумя плоскорежущими ножами шириной захвата по 150 см, обрабаты­вает почву на глубину 30 см. Для плоскорезной обработки на глу­бину 10—15 см, и предпосевной обработки легких почв на глубину 7—16 см применяют культиватор-плоскорез КПП-2,2, культиватор КПЭ-3,8А и шланговый культиватор КШ-3,6М.

На твердых и уплотненных сухих почвах поле обрабатывают тяже­лыми гидрофицированными прицепными культиваторами КПЭ-3,8А.

Культиватор-плоскорез КПШ-9 используют для обработки по­чвы на глубину до 16 см, а удобритель КПГ-2,2 — для подпочвен­ного внесения минеральных удобрений одновременно с плоско­резной обработкой почвы на глубину до 30 см.

Подготовка агрегатов к работе. Проверяют комплек­тность, техническое состояние и проводят техническое обслужива­ние тракторов, сцепок и машин-орудий. Лемехи культиваторов дол­жны иметь толщину режущей кромки не более 1 мм и плотно при­легать к лапе, долото рабочего органа - быть острым, перекрывать торцы и выступать относительно лемехов на 10—15 мм.

Давление в шинах должно быть одинаковым и составлять 0,3—0,32 мПа у колес сцепки и не более 0,2 мПа — у колес культиваторов-плоскорезов.

Составление агрегата. Для работы с навесными культиваторами механизм навески трактора перестраивают на трехточечную схему, а с прицепными орудиями — устанавливают прицепное устройство.

При работе с четырьмя-пятью культиваторами-плоскорезами КПП-2,2 разверачивают боковые крылья и соединяют их с цент­ральной секцией сцепки СП-16 (два-три орудия агрегатируют с центральной секцией). На сцепке размечают места присоединения культиваторов-плоскорезов и расставляют прицепные серьги. Рас­стояние между отметками должно быть таким, чтобы в стыках двух орудий величина перекрытий составляла 10 см. Ставят культиваторы-плоскорезы на площадку в шеренгу, подкатывают сцеп­ку и соединяют орудия.

При соединении плоскореза-глубокорыхлителя КПГ-2-150 с тракторами класса 5 и КПГ-250 с тракторами класса 3 централь­ный раскос механизма навески орудия закрепляют большой вил­кой в верхних отверстиях планок подкосов.

При агрегатировании культиватора-плоскореза КПШ-9 с трак­торами Т-150, Т-150К рабочую ширину захвата уменьшают до 6,4 м, для чего на боковых секциях снимают и поднимают вверх над рамой по одному рабочему органу, отсоединяют механизм самоустанавливающегося колеса и переставляют его на плиту, расположенную ближе к середине орудия.

Настройка агрегата. Наезжают трактором на регулировочную пло­щадку, поднятую на 2 - 3 см меньше заданной глубины обработ­ки, и опускают орудие. У прицепных агрегатов под колеса сцепки кладут подкладки, равные высоте подъема платформы, и опускают рабочие органы. Винтовым механизмом устанавливают раму орудия в горизонтальное положение. Растяжками устраняют перекосы между орудиями. Винтовым механизмом ограничения глубины обработки ставят опорные колеса на уровень платформы и ограничивают в этом положении шток гидроцилиндра орудия. При обработке рыхлых почв лапы рабочих органов размещают парал­лельно площадке. Для тяжелых почв увеличивают угол вхождения лапы так, чтобы острие носка находилось на 15—20 мм ниже зад­них концов лемехов.

У навесных агрегатов центральной тягой и боковыми раскосами механизма навески трактора устраняют перекосы рамы орудия. Длину центральной тяги и боковых раскосов у тракторов К-701, К-700 и К-700А соответственно регулируют на 1200 и 865 мм. При обработ­ке рыхлых почв боковые раскосы у всех марок тракторов ставят в положение «Плавающее», рабочих органов — параллельно площад­ке. Для обработки тяжелых почв боковые раскосы крепят жестко.

Подготовка поля. Поле очищают от копен соломы, удаля­ют или ограждают препятствия. Выбирают направление и способ движения. Отбивают поворотные полосы, для первых проходов аг­регата устанавливают вешки. На загоне он должен работать поперек Развальная борозда в стыке средних батарей дисковых орудий и свальный гребень от крайних дисков не должны превышать глуби­ны обработки, а после лемешных лущильников свальные гребни и развальные борозды должны быть разделаны и выровнены. После прохода дисковых борон на поверхности поля должно оставаться не менее 40 % стерни, а после прохода дисковых лущильников — не менее 55 %. Допустимые скорости движения с лемешными лу­щильниками — до 2,2 м/с, с дисковыми боронами — до 2,8 м/с.

Комплектование агрегатов. Широкозахватные лущиль­ные агрегаты применяют на больших участках, на малых целесооб­разнее использовать навесные агрегаты меньшего захвата.

Подготовка агрегатов к работе. Орудия регулируют и настраивают на специальных регулировочных площадках. При под­готовке агрегата подтягивают крепления, проверяют состояние ле­мехов, отвалов и полевых досок, смазывают подшипниковые узлы. Проверяют комплектность и исправность всех механизмов и узлов орудий. Особое внимание обращают на затяжку гаек батарей и на­личие чистиков. Подтягивают крепления узлов, регулируют поло­жение скребков, смазывают трущиеся детали и устанавливают не­обходимый угол атаки дисковых батарей.

Дисковая батарея должна отвечать следующим требованиям, мм: размер фаски 12—15; толщина режущей кромки — 0,3—0,5; зазор между чистиком и диском - 2-4; допустимое отклонение расстояния меж­ду дисками — 8; просвет между лезвиями и регулировочной площад­кой. Равняют раму в горизонтальной плоскости площадки. Устанав­ливают давление в шинах опорных колес 0,25—0,26 мПа.

Угол атаки устанавливают изменением длины тяг. Чтобы укоро­тить тяги, лущильник толкают трактором назад, чтобы удлинить тяги — вперед. Кроме того, у лущильника ЛДГ-5А крайние колеса ставят в соответствии с принятым углом атаки.

Подготовка поля. До начала работы очищают поля от ко­пен и остатков соломы. На полях больших размеров допускается лущение стерни при наличии копен, расположенных прямыми рядами, с последующей обработкой нелущеных полос.

Способы движения агрегатов с дисковыми боронами выбирают с учетом состояния полей и требований агротехники. Основной способ движения — челночный. Можно применять диагональный и диагонально-перекрестный способы.

Для работы с лемешными лущильниками применяют петлевой способ движения с чередованием загонов. На полях с длиной гона менее 40—50 рабочих захватов агрегата, а также с неправильной конфигурацией допускается движение дисковых агрегатов спосо­бом вкруговую.

На малых участках с длиной гона до 500 м наиболее производи­телен беспетлевой комбинированный способ движения.

Для работы лемешных агрегатов поля на загоны разбивают так же, как и при подготовке поля для пахоты всвал, вразвал. Для от­бивки поворотных полос и линий первого прохода намечают кон­трольные линии.

Для работы дисковых орудий проходом лущильного агрегата отбивают поворотные полосы. При разметке поля квадратной фор­мы линию первого прохода провешивают не строго по диагонали, а с отклонением влево на 0,7 ширины захвата агрегата.

Работа агрегатов на загоне. Выводят агрегат на поворотную по­лосу. Выбирают скоростной режим, исходя из лучшей загрузки дви­гателя и с учетом допустимых по агротехническим требованиям скоростей движения.

Лемешные лущильные агрегаты на загоне регулируют в основ­ном аналогично пахотным. У дисковых лущильников перемещени­ем рамки по вертикали на понизителе добиваются равномерности глубины хода каждой дисковой батареи. Чтобы увеличить глубину обработки, раму дисковой батареи опускают, уменьшить — подни­мают. Если этого недостаточно, то изменяют сжатие пружины на­жимных штанг.

Для равномерности глубины хода батарей дисковых борон раму орудия устанавливают в горизонтальное положение, у прицепных борон изменением положения прицепа по высоте, у навесных — изменением длины тяг механизма навески. После регулировки от­дельных секций на равномерность глубины хода уточняют общую глубину обработки изменением угла атаки. У дисковых лущильни­ков на уплотненных и засоренных почвах он должен быть 35°, на рыхлых и малозасоренных — 30°, при использовании лущильни­ков в качестве борон — 15—20°, у дисковых борон на лущении стерни пропашных и технических культур — 12—21°, на разделке пласта — 12°. Следует помнить, что с увеличением угла атаки воз­растает глубина обработки, а с увеличением скорости движения агрегата она уменьшается.

У гидрофицированных лущильников глубину обработки можно увеличить поднятием колес с помощью гидравлики трактора, а у негидрофицированных лущильников и борон — добавлением бал­ластного груза в ящики. Уточняют скоростной режим движения. Во время работы следят за прямолинейностью движения.

Лемешный лущильник выглубляют после прохождения после­дним корпусом контрольной борозды, а заглубляют, когда пере­дний корпус подходит к ней. Поворачивают агрегат после полного подъема рабочих органов, а обрабатывают поворотные полосы по схемам, рекомендованным для пахотных агрегатов.

Дисковые орудия в конце гона переводят в транспортное поло­жение, а включают в работу, когда передние рабочие органы под­ходят к контрольной линии. Способ обработки поворотных полос зависит от ее ширины.

При четном числе проходов агрегата после предпоследнего ра­бочего прохода обрабатывают одну поворотную полосу затем делают последний рабочий проход и обрабатывают вторую. При ширине поворотных полос, равной нечетному количеству про­ходов агрегата, переезжают на вторую поворотную полосу по зах­вату, обработанному при первом проходе.

При диагональном и диагонально-перекрестном способах дви­жения повороты на обработке каймы проводят на пониженных ско­ростях без включения рабочих органов.

Для переезда с одного участка на другой орудия переводят в транспортное положение. При переезде по узким дорогам или на большие расстояния их переводят в положение дальнего транспор­та, в остальных случаях — в положение ближнего транспорта.

Лущильные агрегаты двигаются вдоль длинных сторон поля, а при наличии копен — между их рядами поперек направления дви­жения уборочных агрегатов. Агрегаты с дисковыми боронами — под углом или поперек к направлению пахоты. Угол между направле­нием движения агрегата и предшествующей пахоты выбирают с учетом качества обработки (не допускается переворачивание глыб).

На склонах независимо от размеров поля и типа агрегата лущат и дискуют почву только поперек склонов или по направляющим горизонталей сложных склонов.

Контроль и оценка качества работы. Отклонение средней фактической глубины обработки от заданной в см опреде­ляется измерением в 10 местах по диагонали участка. Полученное значение уменьшают на величину вспушенности почвы (20%). Неподрезанные сорняки и выровненность поверхности определяются визуально. При необходимости проводят замеры в 3—5 местах.

Предпосевная обработка почвы

Цель боронования — разрыхлить поверхностный слой почвы до мелкокомковатого состояния, частично выровнять поверхность пашни и уничтожить проросшие сорняки.

Агротехнические требования. Боронование зяби и по­севов зерновых проводят с наступлением физической спелости почвы. Количество следов боронования выбирают исходя из состо­яния почвы. На легких рыхлых почвах проводят боронование в один след поперек рядков. На влажных почвах — в два следа средними или тяжелыми боронами. На участках со слабыми растениями по­севы лучше обработать ротационными мотыгами вдоль рядков или кольчатыми катками с последующим рыхлением. Сроки боронова­ния определяют исходя из наличия почвенной корки, ее толщины, густоты всходов и засоренности посевов.

Довсходовое боронование проводят при плотной твердой корке. Во время появления всходов бороновать нельзя. Если корка образо­валась после появления всходов, то боронуют позже, когда расте­ния окрепнут, укоренятся. Изреженные всходы (менее 300 расте­ний на 1 м2) бороновать не рекомендуется. Скорость агрегатов на бороновании меньше 1,5—1,7 м/с.

Комплектование агрегатов. Тип борон по массе выби­рают в соответствии с состоянием почвы: тяжелые бороны — для плотных почв, а средние — для мало- и среднеуплотненных. На весеннем бороновании применяют гусеничные тракторы, облада­ющие лучшей проходимостью на влажных почвах.

Подготовка агрегатов к работе. Сцепку устанавлива­ют на регулировочную площадку, проверяют комплектность, тех­ническое состояние, правильность сборки, крепления, смазку. Раз­мечают на сцепке места присоединения борон.

Гидрофицированную сцепку СГ-21А устанавливают на площад­ке в рабочем положении, брусья разводят в стороны, чтобы они составляли прямую линию. Начиная с середины сцепки, расстав­ляют на брусьях хомуты для присоединения борон, установив пер­вые на 25 см вправо и влево от середины, а остальные — через каждые 50 см. На центральной части бруса крепят 10 хомутов, а на боковых — по 16. У борон проверяют исправность звеньев. Изогну­тые зубья и планки выравнивают или заменяют. Положив каждое звено бороны на площадку, проверяют длину зубьев по величине просветов между концами зубьев и опорной поверхностью их зао­стренной части, а также отклонение зубьев от вертикали.

Деформация рамы не допускается; толщина заостренной части зуба — 2 мм; отклонение зуба от вертикали 5 мм; разница по длине зуба - 10 мм. Скос зуба направлен в одну сторону.

Длину цепей для борон выбирают из условия невыглубления бороны из почвы. Поводки присоединяют так, чтобы он был рас­положен скосом передней части вверх. Соединяют бороны между собой планками и цепями с крючками поперечной трубы механиз­ма подъема. Домкратом устанавливают прицеп сцепки на уровне прицепа трактора и составляют агрегат. Соединяют гидросистему трактора с гидросистемой сцепки и проверяют их действие.

Подготовка поля. При подготовке поля для работы агрега­та челночным способом линию первого прохода провешивают на расстоянии половины ширины захвата агрегата от края поля. Для работы тракторов с навесными боронами отбивают поворотные полосы, ширина которых должна быть равной двум рабочим захва­там агрегата.

Работа агрегатов на загоне. Бороновальные агрегаты должны двигаться поперек пахоты или под углом к ней, при пред­посевном бороновании — поперек или под углом к направлению посева, боронование перекрестных посевов — под острым углом к направлению рядков (по диагонали). Способы движения бороновальных агрегатов выбирают с учетом размера, конфигурации поля и требуемого количества следов обработки.

Однослойное боронование проводят челночным или диагональ­ным способом. Первым нужно бороновать участки с длиной гона 500 м и более. При меньшей длине гона допускается круговой способ.

Агрегат выводят на линию первого прохода и на рабочем ходу проверяют правильность расстановки звеньев борон. Звенья, иду­щие с перекосом, регулируют изменением длины цепей. У навес­ных агрегатов изменяют высоту расположения бруса навески. Уточ­няют скоростной режим движения агрегата на загоне. Двухследное боронование выполняют диагонально-перекрестным способом. Линию первого прохода провешивают с отклонением влево от диагонали на 0,7 ширины захвата агрегата.

Большие поля прямоугольной формы разбивают на квадраты и по диагонали каждого расставляют вешки. Первый проход делают по диагонали всех квадратов, а последующие — параллельно первому, перекрывая предыдущий проход на 10 см. Обработку заканчивают проходом агрегата по границам квадрата. Во время боронования аг­регаты очищают на одних и тех же местах по длине гона. По оконча­нии боронования всего поля обрабатывают поворотные полосы.

Контроль и оценка качества работы. При оценке качества боронования проводится следующее: глубина рыхления контролируется измерением глубины в 10 местах по диагонали уча­стка; выровненность поверхности почвы (высота гребней и глуби­на борозд) определяется визуально; комковатость (глыбы крупнее 4 см) определяются наложением рамки в 1 м2 в 10 местах по диаго­нали участка и подсчитыванием глыбы. При оценке качества рабо­ты на бороновании учитывают огрехи и пропуски, наволоки от прохода борон, обработку поворотных полос. При наличии этих недостатков общая оценка может быть снижена независимо от оцен­ки по основным показателям.

Цель культивации — разрыхлить поверхностный слой почвы до мелкокомковатого состояния на заданную глубину и выровнять его, уничтожить проростки и всходы сорняков, улучшить воздушный и водный режимы почвы, препятствовать капиллярному подъему вла­ги и ее интенсивному испарению.

Комплектование агрегатов. Культиваторные агрегаты комплектуют в зависимости от почвенных условий, размеров и ре­льефа полей и их конфигурации. Для обработки больших массивов применяют широкозахватные агрегаты с тракторами класса 3—5, а на мелких участках — тракторы класса 1,4 в агрегате с одним куль­тиватором.

На обработке тяжелых, уплотненных почв и стерневых фонов, а также переувлажненных почв применяют тяжелые культиваторы КПЭ-3,8Б.

К каждому предпосевному культиватору присоединяют по четыре звена зубо­вых борон БЗСС-1,0, которые для этого оборудуют специальными приспособлениями.

При культивации склоновых полей с длиной гона до 300 м и крутизной склона до 6° лучше использовать тракторы класса 1,4 с навесными культиваторами КПС-4Г. На склонах более 6° использу­ют только агрегаты, составленные на базе гусеничных тракторов и одного-двух культиваторов, причем работы проводят на понижен­ных передачах.

Подготовка агрегатов к работе. Чтобы подготовить сцепку, проводят необходимые регулировки узлов. Культиватор устанавливают на регулировочную площадку. Про­веряют комплектность, правильность сборки, техническое состоя­ние, исправность и прямолинейность поводков, стоек рабочих ор­ганов, вилок подъема штанг, положение лезвий стрельчатых лап в горизонтальной плоскости, степень сжатия нажимных пружин.

Осевое перемещение колес со втулками скольжения не должно превышать 2 мм; на подшипниках качения — 0,5 мм. Толщина ре­жущих кромок долотообразных лап 1 мм, а стрельчатых — 0,5 мм. Выступание головок болтов крепления лап не допускается; зазор между лапой и регулировочной площадкой в носке 1 мм, в пятке — 4 мм. Отклонение носков каждого ряда от прямой линии 15 мм. Уста­навливают культиватор на заданную глубину обработки на регули­ровочной площадке. Подкладывают под колеса деревянные бруски толщиной на 3—5 см меньше требуемой глубины культивации. При­цеп культиватора ставят на подставку, чтобы среднее отверстие ко­сынки сницы было на уровне прицепной скобы сцепки.

Лапы должны всей режущей кромкой прилегать к поверхности площадки. Если этого не удается, то дополнительным сжатием пру­жины добиваются полного прилегания лезвия. При этом штанга не должна выступать над поперечным углом культиватора. Для обра­ботки поля с незначительным количеством сорняков в переднем ряду культиватора ставят стрельчатые лапы захватом 270 мм, а в заднем — 330 мм. Поле со значительным количеством сорняков об­рабатывают лапами с захватом 330 мм.

При составлении агрегата негидрофицированные культивато­ры присоединяют эшелонированным способом, а гидрофицированные — шеренговым. В первом случае культиваторы присоеди­няют в два ряда к сцепке: первый ряд — непосредственно к брусу сцепки, второй — к удлинителям.

Шеренговое агрегатирование производят с предпосевными культиваторами КПС-4Г посредством сцепок СП-11А, СП-16А. Чтобы обеспечить постоянство стыкового междурядья, культиваторы соединяют меж­ду собой соединительными шарнирами. При установке на сцепке СП-16А трех культиваторов средний прицеп ставят по центру — напротив центрального бруса сницы, а крайние — на расстоянии 3990 мм от него. При установке на сцепке СП-16А двух культива­торов используют только центральную секцию, а боковые крылья отсоединяют.

Обращают внимание на симметричность их расположения на сцепке. Перед выездом в поле к каждому предпосевному культиватору присоеди­няют зубовые бороны. На поперечном брусе прицепа борон разме­чают места установки кронштейнов: для первых кронштейнов — на расстоянии 500 мм. К кронштейнам культиватора соединительны­ми планками присоединяют по четыре звена средних зубовых бо­рон БЗСС-1 и соединяют подъемные рычаги цепями с предпос­ледней планкой борон.

Подготовка поля. Поле перед культивацией осматривают, освобождают от посторонних предметов. Выбирают направление и способ движения, отбивают поворотные полосы, разбивают на за­гоны, провешивают линию первого прохода агрегата.

Работа агрегатов на загоне. Сплошную культивацию проводят поперек или под углом к направлению вспашки, а повтор­ные обработки — поперек направления предшествующих культива­ции, на участках с выраженным рельефом — поперек направления склона или по горизонталям. Поля с пологими склонами (до 5°) обрабатывают поперек их.

Челночный способ — самый простой и распространенный, при­меним для маневренных агрегатов.

Диагонально-угловой способ рекомендуется, когда требуется, что­бы направление движения было под углом к боковым границам поля. Ширина поворотных полос при этом способе соответствует ширине поворотных полос при челночном движении с петлевым поворотом.

Способ движения «перекрытием» применяется на коротких го­нах, когда исключен выезд за пределы поля, и при работе с широ­козахватными агрегатами. Ширина поворотных полос при этом способе соответствует ширине поворотных полос при челночном способе движения с беспетлевым поворотом.

При челночном способе движения линию первого прохода прове­шивают на расстоянии половины ширины захвата агрегата. Если ширина поворотных полос равна нечетному количеству проходов, то линию намечают на расстоянии полуторной ширины захвата.

Агрегат выводят на поворотную полосу. Выбирают скоростной режим по оптимальной загрузке двигателя. Первый проход делают по вешкам и внимательно следят за его прямолинейностью. На пер­вых проходах проверяют качество работы.

Если глубина обработки не соответствует заданной, то механиз­мом регулировки поднимают или опускают рабочие органы до нор­мальной глубины. Если они плохо заглубляются в почву, то у при­цепного культиватора переставляют прицепную серьгу на верхнее отверстие понизителя сницы, а у навесного — укорачивают цент­ральную тягу механизма навески.

Если дно гребнистое, то серьгу переставляют на нижнее отвер­стие сницы или удлиняют центральную тягу. Если при рабочем ходе агрегата почва сгруживается впереди борон, то поднимают пере­днюю часть их против цепи подвеса поперечного бруса, к которо­му крепятся бороны. Поворачивают агрегат на рабочей передаче, используя, в случае необходимости, пониженный скоростной ре­жим движения.

Контроль и оценка качества работы. Отклонение от заданной глубины обработки определяют измерив глубину куль­тивации в 10 местах по диагонали участка; гребнистость проверя­ют, замерив длину профиля поперек направления культивации шнуром 10 м; засоренность подсчитывают на заданной площадке в 4-кратной повторности по диагонали поля. При оценке качества работы учитывают следующие дополнительные показатели: наво­локи, колеи от прохода агрегатов, обработку поворотных полос и краев поля. При невыполнении этих требований общая оценка ка­чества работы может быть снижена независимо от оценки по ос­новным показателям.

Применение комбинированных агрегатов для обработки почвы

Цель: разрыхлить почву, подрезать сорняки и растительные ос­татки, измельчить глыбы, комки и одновременно прикатать по­верхность поля, чтобы улучшить структуру почвы, ее водный и воздушный режимы.

Агротехнические требования. Для степных районов. Поверхность поля, обработанного агрегатом за один проход, долж­на быть выровненной, нижние слои почвы уплотнены, а верхние — взрыхлены. Плотность почвы на глубине заделки семян после прохо­да агрегатов должна составлять 1000—1300 кг/м3. При обработке поля должно быть подрезано не менее 95% сорных растений. Поворотные полосы на концах поля необходимо обработать. Допустимая рабочая скорость — до 3,3 м/с.

Комплектование агрегатов. Для обработки почвы исполь­зуют комбинированный культиватор почвообрабатывающий агрегат АКП-2,5. Аг­регат АКП-2,5 выполняет послойную обработку пласта плоскореза­ми, поверхностное рыхление игольчатыми (или дисковыми) рабо­чими органами, разбрасывание и прикатывание почвы за один проход. При обработке полей после зерновых культур на раме агрегата уста­навливают секции зубовых (игольчатых) рабочих органов. В этом слу­чае волокушу борону не используют. Для обработки почвы с расти­тельными остатками (после пропашных культур), подлежащими частичному измельчению, а также на сухих, очень уплотненных почвах вместо зубовых секций устанавливают дисковые.

Комбинированные агрегат РВК-3,6 шириной захвата 3,6 м ис­пользуют для обработки почвы на глубину до 12 см под посев зер­новых культур, а также для обработки паров. Он рыхлят грунт, из­мельчают глыбы и комки и одновременно прикатывают поверх­ность почвы, их целесообразно применять на глинистых почвах, склонных к образованию глыб после основной обработки. В южных степных районах их используют для предпосевной подготовки по­чвы при возделывании кукурузы и подсолнечника по индустриаль­ной технологии.

Подготовка культиваторов к работе. АКП-2,5 гото­вят к работе на регулировочной площадке, подложив под опорные колеса подкладки, толщина которых меньше заданной глубины обработки на 2—3 см (глубина колеи колес). Горизонтальность рамы агрегата устанавливают изменением длины раскосов и верхней тяги механизма навески, а также изменением положения опорных ко­лес. Лезвия лемехов по всей длине должны соприкасаться с повер­хностью площадки. Перекос по ширине захвата более 0,5 м устра­няют установкой шайб между подпятником стойки и подшипни­ком. При работе на рыхлой почве лезвия лемехов лап не должны касаться площадки, а на уплотненной почве передняя часть леме­хов (носок) должна быть ниже задних концов на 5—10 мм. На раму агрегата устанавливают зубовые или дисковые секции на глубину равную 0,5-0,6 глубины хода плоскорежущих лап.

РВК-3,6. Проверяют комплектность агрегатов, исправность всех узлов и рабочих органов, техническое состояние ходовой системы. Агрегат устанавливают на регулировочную площадку. При этом со­блюдают следующие требования — передний ряд пружинных зубь­ев устанавливают на брусе так, чтобы зубья размещались в между­рядьях дисков катка-комкодробителя; концы наральников всех пру­жинных зубьев располагают на одинаковой высоте от поверхности площадки. Проверяют шарнирное соединение выравнивающих брусьев с рамой агрегата — брус должен вращаться в шарнирах свободно, без заеданий, а пружины при расположении бруса под углом 90° к поверхности почвы не должны быть натянуты. Присое­диняют прицеп агрегата к трактору, гидрошланги — к гидросисте­ме трактора. Агрегат присоединяют к поперечному брусу, располо­женному на навеске трактора. Работает он только при установке гидронавески в положение «Плавающее». Устанавливают глубину хода рабочих органов. Проверяют работу механизма подъема рабо­чих органов агрегата, переводя его из транспортного положения (пружинные зубья подняты) в рабочее, и наоборот. В поле переез­жают на катках по грунтовым дорогам или обочинам участков со скоростью не более 1,1 м/с Агрегат РВК 3,6, снабженный пневма­тическими колесами, транспортируют по дорогам любого типа со скоростью до 7 м/с.

Подготовка поля. До начала работы агрегата поле очищают от копен и остатков соломы. Поля обрабатывают поперек склонов или по направляющим горизонталей сложных склонов. Основной способ движения — петлевой с чередованием загонов.

Поля разбивают на загоны. Ширину их принимают кратной рабо­чей ширине захвата агрегата. При длине гона 300 м она равна 75 м, при 500 м — 100—115, при 700 м — 115—120, при 1000 м — 125— 140, при 1500 и более — 150—160 м.

На концах поля отбивают поворотные полосы шириной 15—20 м, для лучшего заглубления рабочих органов внутренние границы по­воротных полос отмечают рабочими проходами агрегата.

РВК-3,6. Направление движения агрегата согласовывают с на­правлением посева. При работе на полях с выраженным рельефом агрегат ведут поперек склона. Способы движения выбирают с уче­том конфигурации и размеров участка.

Основные способы движения агрегата — челночный или диагонально-угловой с чередованием загонов. При челночном способе дви­жения линию первого прохода провешивают на расстоянии поло­вины ширины захвата, если ширина поворотных полос равна чет­ному числу проходов, в противном случае линию первого прохода провешивают на расстоянии 1,5 ширины захвата. При диагонально­угловом способе движения агрегата линию первого прохода прове­шивают на расстоянии 4Вр и (10—40) Вр — ширина захвата агрега­та. В этом случае поворотные полосы отбивают со всех четырех сто­рон, по внутренним границам полос проводят контрольные борозды глубиной 8-10 см.

Работа агрегатов на загон е. Выводят агрегат на линию первого прохода, заглубляют его и проезжают 20-30 м от поворот­ной полосы на выбранной скорости движения, останавливают и проверяют глубину обработки почвы по ширине захвата орудия и длине гона, при необходимости регулируют.

АКП-2,5. Глубину обработки изменяют перестановкой опорных колес с помощью винтовых механизмов или изменением угла вхож­дения в почву плоскорежущих лап. Положение рамы агрегата тяги в продольно-вертикальной плоскости регулируют изменением дли­ны центральной тяги. Плоскость рамы должна перемещаться па­раллельно поверхности поля.

После установки рабочих органов на нужную глубину хода про­веряют выравнивание почвы волокушей бороной с кромкой обра­ботанной почвы. На передней части трактора рекомендуется уста­новить следоуказатель.

При работе агрегата на рыхлых почвах передний ряд лап уста­навливают в хомутах крепления бруса на 3—5 см выше, чем задний. С помощью отверстий, расположенных на рычагах подвесок, кре­пят брус по высоте так, чтобы он в работе был отклонен назад от вертикали на 20—30°. Если после прохода агрегата по полю по сто­ронам образуются продольные гребни почвы, то на выравниваю­щем устройстве ослабляют натяжение пружины. При недостаточ­ном ее натяжении ухудшаются выравнивание и качество подготов­ки почвы.

Во время работы проверяют перекрытие смежных проходов, правильность хода агрегата, следят, чтобы не забивались жиклеры рабочих органов. При групповой работе агрегатов обработку начи­нают с середины поля от первого провешенного прохода. Каждый агрегат работает на своей части поля.

Рабочие органы следует выключать в момент, когда агрегат под­ходит к контрольной линии. Поворачивать агрегат нужно на рабо­чей передаче, а при необходимости использовать пониженный ско­ростной режим двигателя. Заглубляют культиваторные пружинные зубья (лапы), когда они подойдут к контрольной линии.

Контроль и оценка качества работы. При оценке качества работы комбинированных агрегатов необходимо также учи­тывать следующие дополнительные показатели: наволоки, след от агрегата, наличие огрехов. Если эти показатели не соответствуют агротребованиям, общая оценка качества работы может быть сни­жена независимо от оценки по основным показателям. Работу бра­куют в случае, если почва обработана вдоль склонов.

Глубокое разуплотнение почвы

Цель глубокого разуплотнения: разрыхлить обрабатываемый слой почвы, разрушить уплотненные слои в нижних горизонтах, увели­чить мощность корнеобитаемого слоя, улучшить воздушный, вод­ный и тепловой режимы почвы, активизировать биологические процессы, способствовать накоплению влаги, предупреждению развития ветровой и водной эрозии почвы.

Обработка почвы глубокорыхлителем (чизелевание) является новым технологическим приемом, позволяющим увеличить глу­бину основной обработки почвы до 50 % по сравнению с обра­боткой традиционными лемешными отвальными плугами и глубокорыхлителями. Чизелевание так же, как и безот­вальную обработку, проводят на глубину до 45 см чизельным плу­гом с рыхлительными или стрельчатыми лапами, установленны­ми с недорезом пласта по ширине захвата. Глубокое чизелевание почвы проводят как самостоятельную или как дополнительную операцию.

Как самостоятельную операцию глубокое чизелевание проводят взамен отвальной вспашки лемешными плугами или безотвальной обработки плоскорезами-глубокорыхлителями; как дополнитель­ную — по отвальным и безотвальным агрофонам после работы от­вальных плугов или плоскорезов для углубления пахотного гори­зонта и разуплотнения нижних слоев почвы.

Уплотненная почва является отчасти «плужной подо­швой» и, с другой стороны, глубже лежащими общими уплотне­ниями. «Плужной подошвой» называют уплотнение почвы в слое, расположенном ниже прохода лезвий рабочих органов орудия. В за­висимости от типа рабочих органов, веса орудия, числа обработок на одну и ту же глубину, степени влажности и механического со-става почвы толщина слоя «плужной подошвы» может составлять от 12 до 17 см. В результате уплотнения этот слой почвы содержит минимальное число пор, являющихся основными путями для пе­редвижения воды и воздуха.

Корни культурных растений не могут пробить уплотненный слой «плужной подошвы», проникнуть глубже и достичь воды более глу­боких слоев почвы. При глубокой обработке почвы чи­зельным плугом «плужная подошва» разрушается. В ре­зультате создаются благоприятные условия в почве для обеспе­чения водно-воздушного режима. В засушливый период корни культурных растений могут проникать глубже и доста­вать почвенную влагу из нижних слоев, а в случае изобилия осад­ков лишняя вода из верхних слоев почвы может поступать в ниж­ние слои. При этом испарение влаги из верхних слоев почвы резко сокращается, создаются благоприятные соотношения между воз­духом и водой в почве и вместе с тем оптимальные условия роста культурных растений.

Агротехнические требования. Глубина рыхления в за­висимости от возделываемой культуры 20-45 см; отклонение сред­ней глубины от заданной допускается не более ±5 %. Обработанное поле должно иметь сплошное рыхление почвы в верхнем слое тол­щиной не менее 45% глубины обработки; при оптимальной влажно­сти в обработанном слое должны преобладать комки почвы разме­ром менее 5 см; количество эрозионно опасных фракций почвы раз­мером менее 1 мм в верхнем слое 0—5 см не должно возрастать по сравнению с содержанием их до чизелевания. На поверхности обра­ботанного стерневого поля должно оставаться не менее 50 % стерни при глубокой обработке почвы и не менее 60 % — при мелкой обра­ботке. Обработанное поле должно иметь ровную поверхность. При работе орудий без выравнивающих приспособлений допускается глу­бина борозд на поверхности поля не более 30 % глубины обработки почвы. На глубине хода рабочих органов корни сорных растений дол­жны быть полностью подрезаны. Необработанные клинья, а также скрытые и открытые огрехи между смежными проходами орудий не допускаются. Поворотные полосы должны быть полностью обрабо­таны. На полях с уклоном более 3° почву обрабатывают поперек направления склона. При внесении органических и минеральных удобрений чизелевание проводят после дискования почвы.

Комплектование агрегатов. При обработке почвы на­весные чизельные плуги ПЧ-4,5 общего назначения агрегатируют с тракторами тягового класса 5 (К-701), имеющими раздельно-агрегатную навесную гидросистему. Кроме того, можно использовать гусеничные тракторы Т-4А, обладающие лучшей проходимостью на влажных почвах.

Подготовка агрегатов к работе. Проверяют комплект­ность, техническое состояние трактора и орудия. Чизельные лапы должны иметь толщину режущей кромки не более 1 мм и надежно закрепляться на стойках. Рыхлительные лапы не должны быть выг­нуты кверху. Давление в шинах должно быть 0,12—0,14 мПа у ко­лес трактора и не более 0,2 мПа — у колес чизельного плуга. Со­ставляют агрегат. При работе с гусеничным трактором механизм навески устанавливают на трехточечную схему. Навешивают и на­страивают агрегат. Устанавливают рабочие органы орудия на тре­буемую ширину междуследия перемещением их вдоль брусьев рамы. При работе рыхлительных лап на глубину от 20 до 30 см ширина междуследия должна быть 400 мм, а при работе на глубину от 30 до 45 см — 500 мм.

Стрельчатые лапы используют для обработки почвы на глубину не более 30 см, ширина междуследия должна быть 400—500 мм. Регулируют орудие на специальной установочной плите или на вы­ровненной уплотненной земляной площадке, длина которой дол­жна быть в пределах 18-20 м, а ширина 78 м. Для регулировки раму орудия устанавливают строго в горизонтальное положение измене­нием длины центральной тяги и боковых раскосов механизма на­вески трактора.

Лезвия рыхлительных лап должны полностью касаться опор­ной плоскости. При установке стрельчатых лап допускается зазор 5—10 мм между концами крыльев лап и опорной плоскостью. Ус­танавливают орудие на заданную глубину обработки почвы. Для этого по очереди с помощью винтовых механизмов поднимают опорные колеса орудия и устанавливают под них подкладки, тол­щина которых равна заданной глубине обработки минус 3 см на утопание колес в почву. В процессе регулировок и установки рабо­чих органов пользуются опорными подставками орудия.

Подготовка поля. Заранее очищают поле от копен соломы, крупных скоплений пожнивных остатков, удаляют или ограждают препятствия, выбирают направление движения.

Агрегат должен работать на загоне поперек или под углом к на­правлению предыдущей обработки. Это позволяет лучше приспо­собить орудие к микрорельефу поля и обеспечить выравнивание поверхности почвы. Разбивают поле на загоны, отбивают поворот­ные полосы, устанавливают вешки для первых проходов агрегата. Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата орудия. Ориентировочно для работы чизельного плуга с трактором тягового класса 5 ширина поворотной полосы должна быть в пре­делах 20—25 м.

На обработке почвы применяют челночный или загонный спо­соб движения с заглублением рабочих органов в начале гона и с выглублением их в конце его. При работе на полях с выраженным рельефом направление движения агрегата должно быть поперек склона или примерно по горизонталям на сложных склонах.

Работа агрегатов в загоне. Выводят глубокорыхлитель на линию первого прохода и, направляя его по вешкам, заглубляют рабочие органы. Проехав 30—40 м, останавливают агрегат и проверяют го­ризонтальность рамы и глубину обработки почвы. При необходи­мости глубину обработки окончательно регулируют в поле измене­нием положения опорных колес орудия относительно рамы (вра­щением винта механизма подъема колес). Замеряют глубину обработки почвы металлическим стержнем с делениями по следу прохода стоек рабочих органов орудия. Отсчет ведут от вершины гребня до дна борозды. По ходу орудия глубину обработки замеря­ют в 20 точках и определяют ее среднюю величину, которая долж­на быть равна заданной. При этом полученную среднюю величину глубины обработки уменьшают на величину вспушенности (10 %).

Для прямолинейного движения и ликвидации огрехов работу выполняют со следоуказателем, устанавливаемым с боковой сто­роны передней части трактора. Контрольной линией для него слу­жит крайний след стойки рабочего органа от предыдущего прохо­да агрегата.

Во время работы агрегата рычаг распределителя гидросистемы трактора ставят в положение «Плавающее». В процессе работы по­стоянно следят за качеством работы и техническим состоянием аг­регата. При нарушении качества работы или поломках орудия агре­гат останавливают и устраняют неисправности. В процессе работы препятствия с малыми поперечными размерами (телеграфные стол­бы, опоры линий электропередач) объезжают с плавным поворо­том агрегата без выглубления рабочих органов. Препятствия, име­ющие большие поперечные размеры (скирды соломы и прочее), объезжают с выглубленными рабочими органами. Во избежание поломок орудия запрещается работать по кругу с заглубленными рабочими органами. При изменении условий работы рекомендует­ся маневрировать передачами или пользоваться увеличителем кру­тящего момента (У КМ). Время работы У КМ не должно превышать 15—20 % времени общей работы трактора. Поворотные полосы об­рабатывают после обработки всего поля.

Контроль и оценка качества работы глубокорыхлителей. Отклонение средней глубины обработки от заданной определяют измерив ли­нейкой в десяти местах по диагонали участка глубину обработки.

Выровненность поверхности определяют, измерив двумя линей­ками высоту гребней по следу прохода стоек рабочих органов в деся­тикратной повторности оценивается в % от глубины обработки.

Сохранение жнивья определяют, замерив, в трех местах участка по всей ширине захвата орудия ширину полос жнивья, засыпан­ных почвой, по месту прохода стоек рабочих органов и на границах смежных проходов орудий. Стерню, поврежденную колесами или гусеницами трактора, не учитывать. Суммарную ширину повреж­денных полос выразить в процентах к ширине захвата орудия.

 
Главная ИНФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗАЦИЯ Обработка почвы